Конструкция двигателей
В автомобилях применяют различные типы двигателей: посмесеобразованию и воспламенению горючей смеси, по числу и расположению цилиндров, по числу и расположению клапанов и распределительных валов и по охлаждению.
Рис. 1. Двигатель легкового автомобиля малого
класса:
1— коленчатый вал; 2 — вентилятор; 3 —
блок цилиндров, 4 — зубчатый ремень;
5— головка цилиндров; 6— клапан, 7 —
распределительный вал; 8 — крышка газораспределительного
механизма, 9 — маховик; 10 — подушка передней
опоры; 11 — поршень; 12 — шатун; 13 —
масляный поддон
Для легковых автомобилей малого класса обычно
применяют двигатели внутреннего сгорания рядные, четырехтактные,
четырехцилиндровые, с верхним расположением клапанов и
распределительного вала, бензиновые, с жидкостным охлаждением (рис. 1,
2). На рис. 1 показан двигатель, имеющий рабочий объем
цилиндров 1,3 л и степень сжатия 8,5.
Рис. 2. двигатели легковых автомобилей малого класса
а - повышенной проходимости; б - переднеприводный; 1 - коленчатый вал; 2 - маховик; 3 - блок цилиндров; 4 - генератор; 5 - стартер; 6 - шатун; 7 - поршень; 8 - выпускной трубопровод; 9 - клапан; 10 - впускной трубопровод; 11 - карбюратор; 12 - воздушный фильтр; 13 - распределительный вал; 14 - крышка распределительного механизма; 15 - головка блока; 16 - распределитель зажигания; 17 - свеча зажигания; 18 - топливный насос; 19 - масляный фильтр; 20 - вал привода масляного насоса; 21 - масляный насос; 22 - масляный поддон; 23 - маслоприемник; 24 - насос охлаждающей жидкости
Двигатель (см. рис. 2, а) имеет рабочий объем цилиндров 1,57 л и степень сжатия 8,5. Максимальная мощность двигателя 58,8 кВт при частоте вращения 5400 мин"1, максимальный крутящий момент 121,6 Н м при частоте вращения 3000 мин"1. Двигатель (см. рис. 2, б) с рабочим объемом цилиндров 1,3 л и степенью сжатия 9,9 развивает максимальную мощность 47 кВт.
Рис. 3. Двигатель легкового автомобиля особо
мало го класса:
1— маслоприемник; 2— масляный насос; 3 —
головка цилиндров; 4 — крышка головки цилиндров; 5
— распределительный вал; 6— топливный насос; 7
— датчик распределителя зажигания, 8 — поршень;
9— шатун; 10 — блок цилиндров; 11—
маховик; 12 — коленчатый вал; 13 —масляный поддон;
14, 24— уравновешивающие валы; 15 — масляный
фильтр; 16 — жидкостный насос, 17 — впускной
трубопровод; 18 — карбюратор; 19 — воздушный
фильтр; 20 — клапан; 21 — свеча зажигания; 22
— генератор; 23 —стартер
Двигатель легкового автомобиля особо малого класса (рис. 3) бензиновый, рядный, четырехтактный, двухцилиндровый, верхнеклапанный, с жидкостным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя 0,65 л. Степень сжатия 9,9.
Рис. 4. Двигатель легкового автомобиля особо
малого класса с воздушным охлаждением:
1— масляный поддон; 2 — картер двигателя; 3
— регулятор температуры двигателя; 4 — коленчатый
вал; 5 — шатун; 6 — цилиндр; 7 — поршень;
8 — свеча зажигания; 9 — головка цилиндров; 10
— клапан; 11 — распределительный вал; 12
— карбюратор; 13 — нагнетающий вентилятор; 14
—топливный насос; 15 — воздухоотводящий кожух
На легковые автомобили особо малого класса могут
устанавливаться двигатели с воздушным охлаждением. На рис. 4 показан
один из таких двигателей — бензиновый, V-образный,
четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, с нижним
расположением распределительного вала. Рабочий объем цилиндров
двигателя 1,2 л. Степень сжатия 8,4.
Рис. 5. Двигатель легкового автомобиля среднего
класса:
1— коленчатый вал; 2— шатун; 3— блок
цилиндров; 4— поршень, 5 — гильза
цилиндра, 6— выпускной трубопровод, 7 — впускной
трубопровод, карбюратор, 9— клапан, 10 — коромысло,
11— штанга; 12 — свеча; 13 —
распределитель зажигания; 14— толкатель, 15—
стартер; 16— распределительный вал; 17—масляный
насос, 18 — масляный поддон, 19 — маслоприемник
Двигатель легкового автомобиля среднего класса, бензиновый,
четырехтактный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный,
с нижним расположением распределительного вала, с жидкостным
охлаждением, представлен на рис. 5. Рабочий объем цилиндров
двигателя 2,45 л.
Рис. 6. Двигатель легкового автомобиля большого
класса:
1— стартер; 2 — блок цилиндров; 3 —
гильза цилиндра, 4 — поршень, 5 — свеча зажигания;
6 — клапан, 7 — коромысло, 8, 13 —
впускной и выпускной трубопроводы; 9 — распределитель
зажигания; 10 — карбюратор, 11 — штанга; 12
— головка цилиндров; 14 — толкатель; 15 —
распределительный вал, 16— шатун; 17— масляный
насос; 18— масляный поддон, 19— коленчатый вал;
20— маслоприемник
Двигатель легкового автомобиля большого класса, бензиновый,
четырехтактный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, с
нижним расположением распределительного вала и
жидкостным охлаждением, представлен на рис. 6. Рабочий объем
цилиндров двигателя 5,5 л.
Рис. 7. Бензиновый двигатель с впрыском топлива
легкового автомобиля среднего класса:
1 — масляный насос, 2 — коленчатый вал, 3
— шатун, 4 — поршень; 5, 9 — впускной и
выпускной трубопроводы, 6 — распределительный вал впускных
клапанов; 7— распределительный вал выпускных клапанов, 8
— головка цилиндров, 10 — блок цилиндров, 11
— масляный поддон
Современные автомобили оснащаются двигателями с системами
автоматизированного управления впрыском топлива в цилиндры.
Примером такого двигателя с искровым зажиганием для легкового
автомобиля среднего класса является четырехтактный, рядный,
четырехцилиндровый, верхнеклапанный двигатель (рис. 7) с
верхним расположением распределительных валов и жидкостным
охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя 2,3 л.
Рис. 8. Дизель с разделенной камерой сгорания:
1 — коленчатый вал, 2 — шатун, 3 —
поршень, 4— блок цилиндров; 5 — головка
цилиндров, 6— свеча накаливания, 7 — форсунка,
8— дополнительная камера
сгорания; 9— распределительный вал, 10 — впускные
клапаны, 11 — выпускной
клапан
Применение дизеля для легкового автомобиля обусловлено рядом
преимуществ, в основном экономического характера. На рис. 8
показан четырехтактный, рядный, четырехцилиндровый дизель
с разделенной камерой сгорания, верхним раположением клапнов и
распределительного вала, с жидкостным охлаждением. Рабочий объем
цилиндров 2,2 л.
Рис. 9. Дизель легкового автомобиля с вихревой
камерой сгорания:
1 — блок цилиндров, 2 — шатун, 3 —
поршень, 4, 12 — уравновешивающие валы, 5 — головка
цилиндров, 6 — выпускной клапан; 7 —
распределительный вал, 8 — впускные клапаны, 9—
форсунка, 10 — свеча накаливания, 11—вихревая
камера сгорания, 13 — коленчатый вал
Дизельный двигатель легкового автомобиля с вихревой камерой
сгорания представлен на рис. 9: четырехтактный, рядный
четырехцилиндровый, верхнеклапанный, с турбонаддувом, верхним
расположением распределительного вала и жидкостным охлаждением. Рабочий
объем цилиндров 2,4 л.