Устройство автомобиля в схемах - Механизм газораспределения, Смазочная система, Системы охлаждения, питания воздухом, выпуска
Понедельник, 06.05.2024, 07:00 | RSS

Устройство

автомобиля в схемах

null
Главная | Механизм газораспределения, Смазочная система, Системы охлаждения, питания воздухом, выпуска
» Меню сайта

» Поиск

» Форма входа

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Системы и механизмы двигателя III: Механизм газораспределения; Смазочная система; Система охлаждения; Система питания воздухом; Система выпуска отработавших газов

Механизм газораспределения

Схемы механизмов газораспределения

Назначение механизма газораспределения (МГР) состоит вобеспечении периодической смены рабочего тела в цилиндре ДВС при реализации действительного цикла. Смена рабочего тела предполагает наполнение цилиндра свежим зарядом и его очистку от отработавших газов.

Основные конструктивные решения и схемы МГР. Впускные и выпускные тракты МГР имеют окна, которые могут открываться и закрываться подвижным элементом тремя способами: клапаном, перемещающимся в отверстии; диском или цилиндром, содержащим отверстие, которое совпадает с отверстиями в камере (отверстие может совершать вращательное или плоскопараллельное движение); поршнем, перекрывающим окна в цилиндре двигателя (в ряде двухтактных двигателей).

Механизмы газораспределения, использующие первый способ, называют клапанными, а последние два — золотниковыми. Клапанные МГР широко применяются в современных четырехтактных автотракторных двигателях в силу простоты конструкции, малой стоимости изготовления и ремонта, хорошего уплотнения камеры сгорания и надежности в работе. Верхнее расположение клапана в головке цилиндров является основным вариантом, реализуемым в современных МГР.

Коленчатый вал через привод вращает распределительный вал, который с помощью привода клапанного узла задает управляющее воздействие и закон подъема клапану. Схема МГР зависит от взаимосвязанных факторов: выбранного способа организации рабочего процесса, что предопределяет форму и расположение камеры сгорания (в дизелях камеры сгорания обычно располагаются в поршне, а в двигателях с искровым зажиганием — в головке блока цилиндров); принятого количества клапанов на один ци линдр (2, 3 и более); места расположения (нижнее или верхнее) И количества (1 или 2) распределительных валов.

Двухклапанный механизм (один впускной и один выпускной Клапаны на цилиндр) является наиболее простым. Относительно Продольной оси двигателя клапаны могут располагаться продольно и поперечно (косо).

Расположение и число клапанов на цилиндр

Расположение и число клапанов на цилиндр:
а — два, б — три, в — четыре


Продольное расположение клапанов (а) наиболее простое и применяется в двигателях с искровым зажиганием для клиновидных и плоскоовальных камер сгорания, а в дизелях — для удобства размещения и обслуживания форсунок.

Расположение клапанов относительно оси цилиндра может быть параллельным в дизелях и при плоскоовальных камерах сгорания у двигателей с искровым зажиганием, а также под наклоном для клиновых камер сгорания двигателей с искровым зажиганием. Последнее позволяет улучшить впускную систему и расположение свечей зажигания.

Поперечное или косое расположение клапанов в цилиндре используют в полусферических и шатровых камерах сгорания двигателей с искровым зажиганием при установке свечи в центре камеры сгорания. Такая компоновка клапанов обеспечивает наиболее плавную форму каналов и большие проходные сечения, что снижает гидравлические потери и увеличивает наполнение. Возможность наклона или смещения клапанов относительно оси цилиндра позволяет улучшить впускную систему, камеру сгорания, расположение форсунок или свечей зажигания.

Многоклапанные МГР (3, 4, 5 клапанов на цилиндр) (б, в) позволяют получить более высокий коэффициент наполнения за счет увеличения общего проходного сечения трактов.

По месту расположения распределительного вала различают МГР с нижним или средним и верхним расположением.

Расположение и число распределительных валов

Расположение и число распределительных валов:
а — нижнее; б г — верхнее одного распределительного вала; д и е — двух распределительных валов, 1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — штанга; 4 — коромысло; 5 — клапанный механизм; 6 — траверса



Привод к верхним распределительным валам ремнем, цепью, с помощью шестерен и системы промежуточных валов

Привод к верхним распределительным валам ремнем (а), цепью (б), с помощью шестерен (в) и системы промежуточных валов
с коническими или винтовыми шестернями (г):
1 — коленчатый вал, 2 — жидкостный насос; 3 — натяжной ролик; 4 — распределительные валы, 5 — приводной ремень; 6 — натяжитель цепи; 7 — башмак натяжителя цепи, 8 — цепь; 9 — успокоитель цепи; 10 — масляный насос; 11 —промежуточные валы Детали поз 1, 2, 4, 10и 11 (шкивы, звездочки, шестерни) для краткости условно названы наименованиями соответствующих валов



Привод клапанов осуществляется одним или двумя распределительными валами.

Привод клапанного механизма

Привод клапанного механизма:
а — непосредственный, б...г — через рычаги; д...з — с помощью коромысла; 1 —
стакан; 2 и 6— стойки; 3 и 4 — регулировочные болты; 5 — шарик; 7— канал



Элементы механизма газораспределения

Распределительный вал служит для управления клапанами с помощью расположенных на нем кулачков. В двигателях с искровым зажиганием он также может использоваться для привода распределителя зажигания, масляного и топливного насосов. Для обеспечения необходимой жесткости распределительного вала число опорных шеек обычно равно числу коренных опор коленчатого вала.

Фиксация распределительного вала от осевых перемещений

Фиксация распределительного вала от осевых перемещений:
а — бронзовым упорным фланцем, б — буртиком подшипника и регулировочным болтом, в — буртиками, 1 — фланец, 2 — шайба; 3 — болт; 4 — подшипник; 5 — буртик



Толкатели

Толкатели:
а — грибковые с плоской опорной поверхностью; б — со смещением оси; в — грибковые со сферической поверхностью; г и д — цилиндрические со сферической опорной поверхностью; е — цилиндрические роликовые; ж — рычажные выпуклые; з — рычажные роликовые; и — гидравлические; 1 — палец; 2 — корпус; з — головка; 4 — плунжер; 5 — клапан; 6 — пружина



Клапанный узел должен соответствовать следующим требованиям:

обеспечивать наполнение цилиндра и его герметизацию; иметь минимальную массу; обладать достаточной прочностью, жесткостью и минимальными деформациями деталей; иметь малую тепловосприимчивость поверхности головки клапана и обеспечивать эффективный теплоотвод (особенно для выпускного клапана), высокую износостойкость в сопряжениях клапан-—втулка и клапан—седло, а также высокую коррозионную стойкость в сопряжении клапан—седло.

Элементы клапанного механизма

Элементы клапанного механизма:
а...г — клапаны; д...е — детали крепления тарелки Пружины клапана; ж. .л —
седла клапанов; 1 — пружинное стопорное кольцо; 2 — сухари; 3 — опорная тарелка; 4 — втулка; 5 — колпачок


Смазочная система

Основными функциями смазочной системы являются: снижение потерь энергии на трение; уменьшение износа трущихся сопряжений; вынос из зазоров трущихся сопряжений продуктов износа и их удаление из масла; защита металлических поверхностей двигателя от коррозии; отвод образующейся при трении теплоты; герметизация зазоров между деталями; охлаждение поршней форсированных двигателей.

В основе работы различных смазочных систем двигателей лежит одна и та же принципиальная схема.

Схема смазочной системы двигателя

Схема смазочной системы двигателя:
1 — редукционные клапаны, 2 — масляные насосы, 3 — перепускные клапаны;
4— фильтр грубой очистки, 5 — дифференциальный клапан, 6 — центрифуга;
7— масляный радиатор; 8— главная масляная магистраль



Моторные масла

В России моторные масла классифицируют в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, например: М6БЬ М8Г2, М4з/8ВЬ М6з/10Г2. В основе классификации — требуемая вязкость масла при температуре 100 °С. Масла подразделяют на шесть групп. В каждой группе марка масла обозначается буквами и цифрами. Буква М означает моторное масло. Первая цифра указывает класс вязкости масла при температуре 100 °С, а при наличии дроби — код, характеризующий вязкость при температуре -18 °С, а в знаменателе — вязкость при 100 °С. Индекс «з» обозначает загущенное масло с вязкостными присадками. Последующие буквы Б, В, Г характеризуют степень форсированцости двигателя (мало-, средне- и высокофорсированные соответственно).

Масла для двигателей с искровым зажиганием имеют индекс 1, а для дизелей — индекс 2. При отсутствии индекса масло предназначено для двигателей обоих типов. 

Система охлаждения

В зависимости от вида теплоносителя, с помощью которого осуществляется отвод теплоты от двигателя, различают жидкостные и воздушные системы охлаждения.

Жидкостная система охлаждения

В автотракторных двигателях применяют жидкостные системы закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающего теплоносителя. Она состоит из жидкостного и воздушного трактов.

Схема системы охлаждения

Схема системы охлаждения:
1 — радиатор, 2 — паровоздушная трубка;
3— термостат; 4 — расширительный ба-
чок; 5 —пробка расширительного бачка;
6— рубашка охлаждения блока цилиндров,
7— насос; 8— вентилятор; 9— обводной
трубопровод


Решетки охлаждения трубчато-пластинчатых радиаторов

Решетки охлаждения трубчато-пластинчатых радиаторов а — принципиальная схема; б — рядное расположение трубок; в — шахматное расположение; г — шахматное расположение под утлом к воздушному потоку; д — охлаждающая пластина с отогнутыми просечками и трубчато-ленточных радиаторов е — принципиальная схема; ж — охлаждающая лента

Жидкостный насос

Жидкостный насос:
1— ступица вентилятора; 2— вентилятор; 3 — болт; 4— кольцо; 5 — пружинная шайба; 6 — дистанционная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — прокладка; 9 — приемный патрубок; 10 — корпус; 11 — крыльчатка; 12 — вал; 13 — уплотнитель; 14— крышка; 15—шариковый двухрядный подшипник; 16— шкив; А— полость насоса; Б — приемное отверстие шланга отопителя; В — контрольное
отверстие



Воздушная система охлаждения

В автомобильных двигателях воздушного охлаждения воздух принудительно нагнетают вентилятором в межреберные каналы головок и цилиндров. Для повышения теплоотдачи цилиндры и головки цилиндров оребряют.

Система питания воздухом

Воздухоочистители

В современных двигателях используют следующие типы воздухоочистителей: инерционно-центробежные, пористые и комбинированные.

Воздухоочистители с картонным фильтрующим элементом и комбинированный двухступенчатый

Воздухоочистители с картонным фильтрующим элементом (а) и комбинированный двухступенчатый (б):
1 — прямоточный моноциклон, 2 — картонный фильтрующий элемент, 3 — бункер для сбора отсепарированной пыли, 4 — инерционно-масленый воздухоочиститель, 5 — коническая инерционная решетка



Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом

Нагнетатели воздуха

Нагнетатели воздуха:
а — турбокомпрессор; б — приводной роторно-шестеренчатый компрессор; в — приводной роторно-пластинчатый компрессор; 1 — впускной патрубок; 2 — гайка; 3 — колесо компрессора; 4 — уметочный сборник; 5 и 10— уплотнительные кольца; 6— корпус; 7— улитка турбины; 8— колесо турбины; 9 — направляющий аппарат; 11 — вал; 12— втулка, 13 — диффузор, А — канал; Б — сливное отверстие



Система выпуска отработавших газов

Система выпуска должна обеспечить отвод и снижение токсичности отработавших газов, а также уменьшение шума процесса выпуска. В системе могут быть размещены узлы дополнительных устройств: моторного тормоза, системы эжекции воздухоочистителя, сажеуловителя дизеля и др.

Система выпуска состоит из приемных труб, системы моторного тормоза, системы щумоглушения (глушителя), нейтрализатора (одного или двух), сажевого фильтра для дизеля и отводной трубы.

Глушитель шума легкового автомобиля

Глушитель шума легкового автомобиля



На главную

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

null

Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz