Понедельник, 06.05.2024, 07:00 | | RSS | ||
| |||
Главная | Механизм газораспределения, Смазочная система, Системы охлаждения, питания воздухом, выпуска |
|
Системы и механизмы двигателя III: Механизм газораспределения; Смазочная система; Система охлаждения; Система питания воздухом; Система выпуска отработавших газов
Механизм газораспределения Схемы механизмов газораспределения Назначение механизма газораспределения (МГР) состоит вобеспечении периодической смены рабочего тела в цилиндре ДВС при реализации действительного цикла. Смена рабочего тела предполагает наполнение цилиндра свежим зарядом и его очистку от отработавших газов. Основные конструктивные решения и схемы МГР. Впускные и выпускные тракты МГР имеют окна, которые могут открываться и закрываться подвижным элементом тремя способами: клапаном, перемещающимся в отверстии; диском или цилиндром, содержащим отверстие, которое совпадает с отверстиями в камере (отверстие может совершать вращательное или плоскопараллельное движение); поршнем, перекрывающим окна в цилиндре двигателя (в ряде двухтактных двигателей). Механизмы газораспределения, использующие первый способ, называют клапанными, а последние два — золотниковыми. Клапанные МГР широко применяются в современных четырехтактных автотракторных двигателях в силу простоты конструкции, малой стоимости изготовления и ремонта, хорошего уплотнения камеры сгорания и надежности в работе. Верхнее расположение клапана в головке цилиндров является основным вариантом, реализуемым в современных МГР. Коленчатый вал через привод вращает распределительный вал, который с помощью привода клапанного узла задает управляющее воздействие и закон подъема клапану. Схема МГР зависит от взаимосвязанных факторов: выбранного способа организации рабочего процесса, что предопределяет форму и расположение камеры сгорания (в дизелях камеры сгорания обычно располагаются в поршне, а в двигателях с искровым зажиганием — в головке блока цилиндров); принятого количества клапанов на один ци линдр (2, 3 и более); места расположения (нижнее или верхнее) И количества (1 или 2) распределительных валов. Двухклапанный механизм (один впускной и один выпускной Клапаны на цилиндр) является наиболее простым. Относительно Продольной оси двигателя клапаны могут располагаться продольно и поперечно (косо). Расположение и число клапанов на цилиндр: Продольное расположение клапанов (а) наиболее простое и применяется в двигателях с искровым зажиганием для клиновидных и плоскоовальных камер сгорания, а в дизелях — для удобства размещения и обслуживания форсунок. Расположение клапанов относительно оси цилиндра может быть параллельным в дизелях и при плоскоовальных камерах сгорания у двигателей с искровым зажиганием, а также под наклоном для клиновых камер сгорания двигателей с искровым зажиганием. Последнее позволяет улучшить впускную систему и расположение свечей зажигания. Поперечное или косое расположение клапанов в цилиндре используют в полусферических и шатровых камерах сгорания двигателей с искровым зажиганием при установке свечи в центре камеры сгорания. Такая компоновка клапанов обеспечивает наиболее плавную форму каналов и большие проходные сечения, что снижает гидравлические потери и увеличивает наполнение. Возможность наклона или смещения клапанов относительно оси цилиндра позволяет улучшить впускную систему, камеру сгорания, расположение форсунок или свечей зажигания. Многоклапанные МГР (3, 4, 5 клапанов на цилиндр) (б, в) позволяют получить более высокий коэффициент наполнения за счет увеличения общего проходного сечения трактов. По месту расположения распределительного вала различают МГР с нижним или средним и верхним расположением. Расположение и число распределительных валов: Привод к верхним распределительным валам ремнем
(а), цепью (б), с помощью шестерен (в) и системы промежуточных валов Привод клапанов осуществляется одним или двумя распределительными валами. Привод клапанного механизма: Элементы механизма газораспределения Распределительный вал служит для управления клапанами с помощью расположенных на нем кулачков. В двигателях с искровым зажиганием он также может использоваться для привода распределителя зажигания, масляного и топливного насосов. Для обеспечения необходимой жесткости распределительного вала число опорных шеек обычно равно числу коренных опор коленчатого вала. Фиксация распределительного вала от осевых
перемещений: Толкатели: Клапанный узел должен соответствовать следующим требованиям: обеспечивать наполнение цилиндра и его герметизацию; иметь минимальную массу; обладать достаточной прочностью, жесткостью и минимальными деформациями деталей; иметь малую тепловосприимчивость поверхности головки клапана и обеспечивать эффективный теплоотвод (особенно для выпускного клапана), высокую износостойкость в сопряжениях клапан-—втулка и клапан—седло, а также высокую коррозионную стойкость в сопряжении клапан—седло. Элементы клапанного механизма: Смазочная система Основными функциями смазочной системы являются: снижение потерь энергии на трение; уменьшение износа трущихся сопряжений; вынос из зазоров трущихся сопряжений продуктов износа и их удаление из масла; защита металлических поверхностей двигателя от коррозии; отвод образующейся при трении теплоты; герметизация зазоров между деталями; охлаждение поршней форсированных двигателей. В основе работы различных смазочных систем двигателей лежит одна и та же принципиальная схема. Схема смазочной системы двигателя: Моторные масла В России моторные масла классифицируют в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, например: М6БЬ М8Г2, М4з/8ВЬ М6з/10Г2. В основе классификации — требуемая вязкость масла при температуре 100 °С. Масла подразделяют на шесть групп. В каждой группе марка масла обозначается буквами и цифрами. Буква М означает моторное масло. Первая цифра указывает класс вязкости масла при температуре 100 °С, а при наличии дроби — код, характеризующий вязкость при температуре -18 °С, а в знаменателе — вязкость при 100 °С. Индекс «з» обозначает загущенное масло с вязкостными присадками. Последующие буквы Б, В, Г характеризуют степень форсированцости двигателя (мало-, средне- и высокофорсированные соответственно). Масла для двигателей с искровым зажиганием имеют индекс 1, а для дизелей — индекс 2. При отсутствии индекса масло предназначено для двигателей обоих типов. Система охлаждения В зависимости от вида теплоносителя, с помощью которого осуществляется отвод теплоты от двигателя, различают жидкостные и воздушные системы охлаждения. Жидкостная система охлаждения В автотракторных двигателях применяют жидкостные системы закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающего теплоносителя. Она состоит из жидкостного и воздушного трактов. Схема системы охлаждения: Решетки охлаждения трубчато-пластинчатых
радиаторов а — принципиальная схема; б —
рядное расположение трубок; в — шахматное расположение; г
— шахматное расположение под утлом к воздушному потоку; д
— охлаждающая пластина с отогнутыми просечками и
трубчато-ленточных радиаторов е — принципиальная
схема; ж — охлаждающая лента Жидкостный насос: Воздушная система охлаждения В автомобильных двигателях воздушного охлаждения воздух принудительно нагнетают вентилятором в межреберные каналы головок и цилиндров. Для повышения теплоотдачи цилиндры и головки цилиндров оребряют. Система питания воздухом Воздухоочистители В современных двигателях используют следующие типы воздухоочистителей: инерционно-центробежные, пористые и комбинированные. Воздухоочистители с картонным фильтрующим
элементом (а) и комбинированный двухступенчатый (б): Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом Нагнетатели воздуха: Система выпуска отработавших газов Система выпуска должна обеспечить отвод и снижение токсичности отработавших газов, а также уменьшение шума процесса выпуска. В системе могут быть размещены узлы дополнительных устройств: моторного тормоза, системы эжекции воздухоочистителя, сажеуловителя дизеля и др. Система выпуска состоит из приемных труб, системы моторного тормоза, системы щумоглушения (глушителя), нейтрализатора (одного или двух), сажевого фильтра для дизеля и отводной трубы. Глушитель шума легкового автомобиля |
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |