В автомобилях применяют различные типы двигателей:
посмесеобразованию и воспламенению горючей смеси, по числу и
расположению цилиндров, по числу и расположению клапанов и
распределительных валов и по охлаждению.
Для легковых автомобилей малого класса обычно
применяют двигатели внутреннего сгорания рядные, четырехтактные,
четырехцилиндровые, с верхним расположением клапанов и
распределительного вала, бензиновые, с жидкостным охлаждением (рис. 1,
2). На рис. 1 показан двигатель, имеющий рабочий объем
цилиндров 1,3 л и степень сжатия 8,5.
Рис. 2. двигатели легковых автомобилей малого
класса
Двигатель (см. рис. 2, а) имеет рабочий объем цилиндров
1,57 л и степень сжатия 8,5. Максимальная мощность двигателя
58,8 кВт при частоте вращения 5400 мин"1, максимальный крутящий момент
121,6 Н м при частоте вращения 3000 мин"1. Двигатель (см. рис. 2, б) с
рабочим объемом цилиндров 1,3 л и степенью сжатия 9,9 развивает
максимальную мощность 47 кВт.
Двигатель легкового автомобиля особо малого класса (рис. 3)
бензиновый, рядный, четырехтактный, двухцилиндровый, верхнеклапанный, с
жидкостным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя 0,65 л.
Степень сжатия 9,9.
На легковые автомобили особо малого класса могут
устанавливаться двигатели с воздушным охлаждением. На рис. 4 показан
один из таких двигателей — бензиновый, V-образный,
четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, с нижним
расположением распределительного вала. Рабочий объем цилиндров
двигателя 1,2 л. Степень сжатия 8,4.
Двигатель легкового автомобиля среднего класса, бензиновый,
четырехтактный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный,
с нижним расположением распределительного вала, с жидкостным
охлаждением, представлен на рис. 5. Рабочий объем цилиндров
двигателя 2,45 л.
Двигатель легкового автомобиля большого класса, бензиновый,
четырехтактный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, с
нижним расположением распределительного вала и
жидкостным охлаждением, представлен на рис. 6. Рабочий объем
цилиндров двигателя 5,5 л.
Рис. 7. Бензиновый двигатель с впрыском топлива
легкового автомобиля среднего класса:
1 — масляный насос, 2 — коленчатый вал, 3
— шатун, 4 — поршень; 5, 9 — впускной и
выпускной трубопроводы, 6 — распределительный вал впускных
клапанов; 7— распределительный вал выпускных клапанов, 8
— головка цилиндров, 10 — блок цилиндров, 11
— масляный поддон
Современные автомобили оснащаются двигателями с системами
автоматизированного управления впрыском топлива в цилиндры.
Примером такого двигателя с искровым зажиганием для легкового
автомобиля среднего класса является четырехтактный, рядный,
четырехцилиндровый, верхнеклапанный двигатель (рис. 7) с
верхним расположением распределительных валов и жидкостным
охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя 2,3 л.
Применение дизеля для легкового автомобиля обусловлено рядом
преимуществ, в основном экономического характера. На рис. 8
показан четырехтактный, рядный, четырехцилиндровый дизель
с разделенной камерой сгорания, верхним раположением клапнов и
распределительного вала, с жидкостным охлаждением. Рабочий объем
цилиндров 2,2 л.
Дизельный двигатель легкового автомобиля с вихревой камерой
сгорания представлен на рис. 9: четырехтактный, рядный
четырехцилиндровый, верхнеклапанный, с турбонаддувом, верхним
расположением распределительного вала и жидкостным охлаждением. Рабочий
объем цилиндров 2,4 л.